Обозначение и классификация автомобильных шин

Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

Общие сведения

  • Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на: дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • Зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней «резине». Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
  • Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

Основные размеры шин: посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;

  • ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода;
  • серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
  • наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
  • высота профиля (H) — разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.

Рисунки протектора шин:

alt

Фото. Дорожные шины с разными типами рисунка:

  • а — ненаправленный;
  • б — направленный;
  • в — асимметричный
  • ненаправленный рисунок (фото а) — симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
  • направленный рисунок (фото б) — симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
  • асимметричный рисунок (фото в) — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.

Обозначение шин

Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис.).

alt

Рис. Пример возможных обозначений на шине:

  1. — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
  2. — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE»;
  3. — количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
  4. — товарный знак завода-изготовителя;
  5. — ширина профиля;
  6. — серия;
  7. 15 — обозначение радиальной шины;
  8. — обозначение бескамерной шины;
  9. — посадочный диаметр;
  10. — индекс грузоподъемности;
  11. — индекс скорости;
  12. — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
  13. — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число);
  14. — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
  15. 16 — наименование модели.

Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:

  • 185/70R14
  • 215/90-15С
  • 5,90-13С

Цифры и буквы означают:

  • 185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;
  • 70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
  • R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву «D» не указывают);
  • 14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;
  • С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:

1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 —
 ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 — посадочный диаметр обода в дюймах.

Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.

2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 — наружный диаметр;
10,5 — ширина профиля;
R — радиальная шина;
15 — посадочный диаметр.

Маркировка шин отечественного производства

В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:

  • товарный знак и (или) наименование изготовителя;
  • наименование страны — изготовителя на английском языке — «Made in…»;
  • обозначение шины;
  • торговая марка (модель шины);
  • индекс несущей способности (грузоподъемности);
  • индекс категории скорости (табл.1);

Таблица 1. Некоторые индексы скорости и соответствующие им значения скоростей
Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч

  • F 80
  • G 90
  • J 100
  • K 110
  • L 120
  • M 130
  • N 140
  • P 150
  • Q 160
  • R 170
  • S 180
  • T 190
  • U 200
  • H 210
  • V 240
  • «Tubeless» — для бескамерных шин;
  • «Reinforced» — для усиленных шин;
  • «M+S» или «M.S» — для зимних шин;
  • «All seasons» — для всесезонных шин;

Дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя — год;

  • «PSI» — индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом «С»);
  • «Regroovable» — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
  • знак официального утверждения «E» с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
  • «ГОСТ 4754»;
  • национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
  • Порядковый номер шины;
  • знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
  • «TWI» — место расположения индикаторов износа;
  • балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
  • штамп технического контроля.

Обозначения зарубежных шин

На них могут быть некоторые другие обозначения:

  • «Тous terrain» — всесезонная;
  • «R+W» (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная);
  • «Retread» — восстановленная;
  • «Inside» — внутренняя сторона;
  • «Outside» — наружная сторона;
  • «Rotation» — направление вращения (для шин с направленным рисунком);
  • «Side facing inwards» — сторона, обращенная внутрь;
  • «Side facing outwards» — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
  • «Steel» — обозначение наличия металлокорда;
  • «TL» — бескамерная шина;
  • «ТТ» или «MIT SCHLAUCH» — камерная шина.

Рекомендации

Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:

  • радиальные шины впереди и диагональные сзади;
  • низкопрофильная «резина» впереди и высокопрофильная сзади;
  • на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади «резина» без шипов;
  • впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.

Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать «идеальную» шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно.

Поэтому производители выпускают шины: с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины.

Правда, при этом умалчивают, какими свойствами «пожертвовали»; с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий. Поэтому перед выбором шин необходимо определить:

  • какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны — «спортивность», «комфортность», «экономичность» и т.п.
  • условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
  • максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.

При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh, где d — посадочный диаметр колеса (дюймы), s — ширина профиля шины (мм), h — серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.

Подписывайтесь на RemRai.ru в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *