Российские и белорусские водители теперь будут получать штрафы с камер

Россия договорилась с Белоруссией о штрафах для водителей. Российские и белорусские водители теперь будут получать штрафы с камер на территории обоих государств, а обо всех проступках автомобилистов страны будут извещать друг друга и наказывать виновников.

Россия и Белоруссия договорились об обмене информацией о нарушителях ПДД и совместном поиске таких автомобилистов. Как сообщили в российском МВД, соответствующее соглашение о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения заключили глава МВД России Владимир Колокольцев и руководитель МВД Белоруссии Иван Кубраков.

Этот документ оптимизирует взаимодействие между подразделениями ГИБДД обеих стран и других компетентных органов. Как уточники в МВД, такое соглашение обеспечит неотвратимость наказания граждан двух государств за нарушения ПДД. Еще одна задача соглашения — повышение правовой защиты автомобилистов от необоснованного привлечения к ответственности и усовершенствование информационного обмена между правоохранительными структурами обеих стран. Autonews.ru ознакомился с соглашением и выбрал самое важное для тех водителей, которые путешествуют из России с Белоруссию и обратно.

Как будут штрафовать

Согласно документу, страны будут сотрудничать в следующих сферах:

  • по вопросам взаимного признания и исполнения вступивших в силу решений по делам об административных правонарушениях;
  • по вынесенным решениям в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Имеются в виду как физические лица, совершившие административное правонарушение, равно и юридические лица, в том числе и в случае фиксации cовершенных ими административных нарушений с помощью дорожных камер.

Работать с нарушителями будут следующим образом:

  • исполнение решения в отношении нарушителей-иностранцев будут принимать согласно законодательству той страны, где водитель совершил проступок. Оспаривать его придется также по местным законам;
  • уплата (взыскание) административных штрафов осуществляется в национальной валюте той страны, на территории которой исполняются решения. Платить нужно будет по официальному курсу центрального банка страны на дату направления запроса об исполнении решения по делу;
  • денежные средства в виде штрафов, уплаченных в результате исполнения решений, поступают в доход страны проживания лиц, совершивших административные правонарушения.
  • наказание (взыскание) считается исполненным в стране совершения административных правонарушений с момента направления запроса об исполнении решения по делу уполномоченным подразделениям из страны проживания нарушителя.

Как объяснили эксперты, это означает, что если водитель из России превысил скорость в Белоруссии, то ему начислят штраф в белорусской валюте, но затем заплатить он уже должен будет в российских рублях.

Штраф может прийти через полгода

Важно, что запрос о взыскании штрафа будут направлять в страну нарушителя сразу по истечении срока, установленного законодательством страны совершения правонарушения для добровольной уплаты штрафа, но не позднее шести месяцев после его истечения.

Зачем нужно соглашение по водителям между Россией и Белоруссией

До появления отдельного «автомобильного» соглашения России с Белоруссией между странами не существовало эффективного и оперативного обмена данными о нарушителях ПДД, объяснил в беседе юрист Сергей Смирнов. Он напомнил, что в 1997 году ряд стран, включая Россию, Белоруссию, Армению и Азербайджан, подписали Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, однако документ скорее остался меморандумом о намерениях.

Чтобы начать информационный обмен с каждой страной, нужно было подписать отдельный документ. Без него о нарушениях иностранцев в России и наоборот в ГИБДД узнать не могут: даже данные о лишении прав в другие страны не поступают.

«Например, водитель-белорус мог приехать в Россию на своем автомобиле и ездить пьяным. Его ловили инспекторы ГИБДД, составляли протокол, на рассмотрение дела в суд он не являлся, и его лишали прав в России. Он тем временем спокойно мог вернуться домой, написать заявление о потере прав и спокойно ездить дальше. Потому что в Белоруссии понятия не имели, что в России его лишили прав, и узнать об этом никак не могли», — привел пример Смирнов.

 

Такая же патовая ситуация, по его словам, была и со штрафами ГИБДД, а также со взысканиями с неплательщиков.

«Было так: штраф в России выписали, водитель не платит, а взыскать долг с него не получается. Потому что у нас не было документа, который позволял исполнить наказание — например, через тех же судебных приставов», — сказал Смирнов.

Как пояснил юрист, после вступления соглашения в силу все выписанные штрафы, все постановления, в том числе о лишении прав, будут автоматически исполняться согласно законодательству каждой страны-участницы. При этом Смирнов уверен, что соглашение коснется обмена данными по всем водительским статьям — от превышения скорости до проездов на красный и нетрезвого вождения.

«Если информационный обмен заработает, то про лишенца в России сразу узнают и в Белоруссии. И сразу лишат такого жителя прав на аналогичный срок», — рассказал Смирнов.

Еще один пример: если в Белоруссии окажется должник-неплательщик, наши приставы смогут его найти через запрос и уже местные приставы спишут с него деньги и переведут в бюджет России/Белоруссии.

«А если в России/Белоруссии составлены процессуальные документы о том, что водитель совершил нарушение ПДД, но решения по нему вынесено не было, инспекторы ГИБДД будут отправлять все документы своем коллегами и нарушителя оштрафуют уже по местным законам. Но вот о том, что штрафы будут повторными, например за превышение скорости, точно речи нет — они совершены в разных странах и повторными их считать не будут», — полагает юрист.

Штрафы смогут рассылать с камер

Смирнов уточнил, что соглашение позволит штрафовать нарушителей с помощью камер. Но для этого нужно будет открыть доступ к базе собственников, как российских, так и белорусских, для МВД обеих стран.

«Штрафуют у нас собственников, но для оформления постановления нужны личные данные. Если базы не настроят, полагаю, наша сторона может просто отправлять данные о фиксациях в ГАИ Белоруссии, а там уже сами найдут виновника по номерам и оштрафуют», — предположил Смирнов.

Как документ поможет при расследовании дел о ДТП

Соглашение, по словам Смирнова, поможет и в более серьезных ситуациях: например, при расследовании дел о ДТП.

«Например, произошло ДТП в России или Белоруссии, водитель из другой страны скрылся, но его машину вычислили по камерам. Но инспекторы ГИБДД из другой страны все равно не могли получить доступ к данным о таком водителе. Теперь же сотрудник отдела дознания может направить своим коллегам запрос, подозреваемого они найдут, опросят, машину осмотрят, а все данные направят по запросу», — заключил эксперт.

Подпишись на наш TELEGRAM канал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от ботов *