Основные правила и проблемы эксплуатации АКПП

Не рассматривая подробно внутреннее устройство и основные разновидности автоматических трансмиссий, попробуем выяснить причины неоднозначного к ним отношения со стороны пользователей. В последнее время всё чаще возникает неожиданный вопрос: « АКПП – ДЛЯ НАС или МЫ – ДЛЯ АКПП?».

Стоит разобраться в этом без всякой рекламы и протекционизма, позволив автолюбителю самому выбрать понравившийся вариант ответа. Главным мотивом автомобилестроения с момента его появления было создание некоего управляемого самодвижущегося транспортного средства, способного перевозить людей и грузы по безрельсовым дорогам. С тех пор совершенно изменились и автомобили и дороги. Спасибо прогрессу, ежегодно появляются сотни новых моделей автомобилей так, что в их клас-сификации запутались сами производители. Стоит ли говорить о современных требованиях к автомобилю ?

Наряду с безопасностью, экономичностью, практичностью особое внимание сегодня конструкторы уделяют вопросу автоматизации процессов управления автомобилем, а проще — вопросу превращения водителя автомобиля в наблюдателя-пассажира. Но до появления на дорогах электронных «водил-автоматов» еще очень далеко, поверьте мне. Учитывая особенности нашего национального менталитета, рискну предположить, что «подрезать» электронного «дальнобойщика» и поглядеть, что из этого получится, захочет едва ли не каждый россиянин. Это — шутливое отступление, далее – серьёзно.

Самое широкое развитие в сфере автоматизации и роботизации систем и процессов управления автомобилем получило направление автоматических трансмиссий. О результатах знают все, это – современные коробка-автомат и вариатор. Мотивом создания АКПП было стремление конструкторов избавить водителя от лишних манипуляций в ходе управления автомобилем, которые кроме того, что просто отвлекали его от наблюдения за дорожной обстановкой, в большинстве случаев требовали немалых физических усилий.

Одним словом, коробку-автомат придумали для ленивых, рассеянных и физически слабых участников дорожного движения. Опять пошутил, но если серьёзно, то для людей с ограниченными двигательными возможностями и физическими недостатками это изобретение просто бесценно.

alt

Использование АКПП не только решило проблему «свободных рук и ног», но качественно повысило плавность хода и уровень комфорта. С помощью этого весьма сложного электронно-гидро-механического устройства автомобиль почти самостоятельно (в определенном смысле) выбирает и реализует режимы движения, наиболее подходящие ему в данный момент с точки зрения безопасности, комфорта, нагрузки, работы двигателя и дорожной обстановки.

И хотя работы по усовершенствованию автоматических трансмиссий, повышению надежности и улучшению пользовательских качеств ведутся постоянно, конечный продукт – АКПП по-прежнему проигрывает своему прародителю – механической коробке передач в простоте и надёжности конструкции. И даже новейший образец АКПП по сравнению с любой МКПП требует куда более бережного обращения и гораздо более тщательного технического обслуживания и ухода. И это не проблема и не недоработка конструкторов и проектировщиков.

Рассматривать серьёзно любые сравнения технических характеристик и возможностей этих двух различных по типу и строению трансмиссий абсолютно не возможно. Люди с техническим образованием прекрасно поймут, что основное назначение и принцип передачи крутящего момента от двигателя трансмиссии с возможностью изменения передаточных соотношений – это едва ли не всё, что объединяет эти разные типы коробки передач: механическую и автоматическую.

А гуманитариям придется поверить нам на слово и принять тот факт, что нельзя ожидать от «автомата» той же выносливости и неприхотливости, что и от «ручной» коробки, таковы уж их «природные» различия и особенности. Заявления производителей о том, что созданный ими новейший тип автоматической (роботизированной и тд) коробки передач ничуть не уступает механической коробке в тяговой динамике и ресурсных характеристиках, всего лишь рекламный этюд.

Ведь никто не будет спорить с тем, например, что для того, чтобы стартовать как ракета, автомобилю потребуется реактивный двигатель. Уяснили разницу между автомобилями и ракетами, а теперь – между «автоматом» и «механикой». Таким образом, любители погонять-побуксовать и ощутить сполна всю прелесть первобытного автодрайва уверенно выбирают «механику», а для спокойной и размеренной езды с наивысшим комфортом наилучшим образом подойдет автомобиль с автоматической трансмиссией.

Поразмыслить об этом хорошенько стоит перед покупкой автомобиля, а тем, кто уже сделал выбор в пользу «автоматики» не лишним будет принять на вооружение несколько полезных советов, авось пригодятся. Существует ряд общих рекомендаций и основных правил эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач, соблюдение которых обеспечит вам наиболее полную реализацию технических возможностей и ресурсов автомобиля в целом, а АКПП в частности. Это, вероятно, неожиданно прозвучит, но для того, чтобы АКПП обеспечила вам комфортные условия езды, прежде всего, вам следует обеспечить ей комфортные условия для работы.

 

Другие подходы к сотрудничеству и иные варианты отношений с «автоматом» не пройдут.
Правило первое, при малейших претензиях к работе АКПП необходимо прекратить движение, остановить автомобиль и выключить двигатель. Рекомендуется немедленно связаться с инженером специализированного технического центра и получить консультации.
При невозможности получить помощь специалиста необходимо завершить поездку, продолжив движение в умеренном темпе.

При повторном появлении симптомов неисправности прекратить движение и обратиться в службу аварийной эвакуации для транспортировки неисправного автомобиля в техцентр. Это в интересах владельца, так как первоначальная симптоматика может быть вызвана локальной неисправностью или электронно-логическим сбоем, а эксплуатация неисправной АКПП неизменно приведёт к её полному выходу из строя и тогда ремонт АКПП потребует несоизмеримо больших средств.

Буксировка автомобиля с АКПП допустима лишь в случаях крайней необходимости и может осуществляться со скоростью не выше 50 км/ч на расстояние не более 30 км. Факт буксировки гарантийного автомобиля с АКПП является основанием для прекращения дилерской гарантии это правило тоже необходимо помнить.

alt

Необходимо регулярно (чем чаще, тем лучше) проверять уровень масла в АКПП (или Вариаторе). Проверку необходимо производить только при полностью прогретом и остановленном двигателе. При обнаружении недостаточного количества масла или следов его утечки следует немедленно привести уровень масла в норму и обратиться в техцентр для установления и устранения причин падения уровня масла. Кстати, тяжелые условия эксплуатации и манера вождения автомобиля могут сократить эксплуатационный ресурс масла в АКПП (и Вариаторе) и потребовать его немедленной замены.

К основным факторам, существенно сокращающим срок службы АКПП (и Вариатора), а во многих случаях приводящим к мгновенному выходу из строя, относятся:

  1. Эксплуатация АКПП без её предварительного прогрева или недостаточного предварительного прогрева;
  2. Резкий старт и/или резкое ускорение, а также частое изменение оборотов двигателя в крайних пределах;
  3. Буксировка автомобилей и прицепов с общей массой более 500 кг.;
  4. Езда по рыхлому грунту, песку или снегу с частой или продолжительной пробуксовкой ведущих колес, частой сменой режимов «R» и «D»;
  5. Кратковременные поездки на малые расстояния с большими временными интервалами и без предварительного прогрева;
  6. Длительное движение (>1 часа) со скоростью, превышающей среднерекомендованную заводом-изготовителем;
  7. Отсутствие должного контроля и ухода за состоянием, несвоевременное или некачественное техническое обслуживание АКПП.

Во избежание повреждений АКПП при эксплуатации в холодное время года необходимо прогревать АКПП до начала движения, для чего:

  1. Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры охлаждающей жидкости ~ 85-90C;
  2. Поставить автомобиль на стояночный тормоз – «ручник»;
  3. При нажатой педали тормоза выдержать селектор управления АКПП в положении «R» 15-20 сек., а потом 15-20 сек. в положении «D»;
  4. Начать движение и проехать первые 3-4 км. в умеренном темпе.
alt

Во избежание повреждений АКПП в труднопроходимых дорожных условиях двигаться в режимах пониженных передач: «1», «2» или «L», а в случае полной остановки (застревания) автомобиля и невозможности дальнейшего продолжения движения в вязком грунте, песке и тд. следует воспользоваться буксиром. В течение всей эксплуатации АКПП при необходимости включения заднего хода, переключать селектор управления АКПП из положения«D» в положение «R» следует с промежуточной задержкой в 3-4 сек. в положении «N».

Начинать движение следует не ранее, чем через 3-4 сек. после фиксации селектора управления АКПП в нужном положении. Движение в городском цикле (с частыми сменами режимов) предпочтительнее осуществлять в режиме «D5» или «D»( прямая передача), что позволяет при несколько большем расходе топлива значительно снизить вероятность преждевременного износа или повреждения элементов АКПП. Режим «OD» рассчитан на экономичную эксплуатацию с частичной нагрузкой на повышенных скоростях.

Наставление механиков о том, что надёжная работа автоматической трансмиссии, а также полная и качественная её диагностика возможна только при полностью исправном двигателе, тормозной системе и подвеске автомобиля, стоит хорошо запомнить. Причиной выхода АКПП из строя может явиться как поломка всего одной детали, так и естественный износ всех её узлов и частей, и для полного восстановления работоспособности агрегата потребуется кропотливая высококвалифицированная работа специалиста.

Для того, чтобы заменить всего лишь одну деталь – единственную причину неисправности, иногда приходится демонтировать и полностью разбирать неисправную АКПП, а последующая сборка обязательно потребует замены многих деталей одноразового использования таковы технологические условия. А капитальный ремонт АКПП требует очень высокой квалификации от исполнителя и, естественно, больших материальных затрат от автовладельца.

Кстати, на сегодняшний день (начало – середина 2008 г.) в среднем на капитальный ремонт АКПП автомобиля Honda или Acura вам вряд ли удастся потратить менее 80000 рублей, а от возможности отремонтировать данный агрегат в условиях неформального автосервиса стоит отказаться. Профессиональные механики – «автоматчики» любят пошутить: «Вы не любите «автомат»? Да вы просто не умеете его ремонтировать!» Да, действительно, они-то запросто могут проехать на своих «автоматах» без капитального ремонта пол-миллиона километров и более. И дело вовсе не в том, что они всегда сами могут устранить любую поломку в АКПП, а в том, что они просто не допустят этих поломок. Они умеют правильно пользоваться АКПП – вот и весь секрет.

Правило последнее и главное, если по каким-либо причинам вы не можете позволить себе все вышеперечисленные хлопоты, связанные со строгим соблюдением этих незатейливых предписаний, то вы раньше, чем кто-либо столкнётесь с проблемами известного свойства, а в этом случае ваш негативный личный опыт пользования автоматической трансмиссией не позволит сформировать объективного мнения.

Telegram канал Подпишись на наш TELEGRAM канал

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*